ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
— формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
— обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Средняя школа №28 имени В.Д. Соколовского г. Гродно»
1.Общие положения
1.1. Родительский университет — особая форма сотрудничества педагогических работников с родителями (законными представителями) в рамках образовательного проекта, направленного на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 28 имени В.Д. Соколовоского г. Гродно».
1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
2. Цель и задачи Родительского университета
2.1. Цель Родительского университета - совершенствование условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития несовершеннолетних.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
- сформировать у родителей (законных представителей) знания о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
- расширить знания родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
- повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружить их современными психолого-
- педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- формировать у родителей (законных представителей) осознанное отношение к родительству;
- развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
- актуализировать навыки эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
- развивать взаимопонимание, сотрудничество семьи и учреждения образования.
3. Организационная структура Родительского университета.
3.1. Родительский университет состоит из системы занятий, посвященных центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- I ступень - для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
- II ступень - для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
- III ступень - для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:
- прямые (лекции, беседы, конференции, круглые столы,
- дискуссии, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (проведение вебинаров, on-line консультаций, on-line опросы родителей по различной тематике, работа на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, создание рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, создание и функционирование уголка педагога-психолога в каждом классе, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
4. Организация работы Родительского университета
4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.
4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца).
5. Направления деятельности Родительского университета
5.1. Изучение запросов законных представителей учащихся, определение проблемного поля.
5.2. Создание стационарной, заочной и дистанционной форм обучения в Родительском университете.
5.3. Образовательно-просветительская деятельность. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.
5.4. Обсуждение проблем семьи и родительства в региональных СМИ, на информационных ресурсах.
5.5. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование.
5.6. Популяризация передового опыта семейного воспитания.
6. Ожидаемые результаты
6.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
6.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
6.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
7. Оценка эффективности деятельности Родительского университета
Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность / бесполезность, интерес/ отсутствие интереса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
для родителей учащихся I – IV классов
№ |
Тема занятий |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1 – е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1 – м классе. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. |
Ноябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка. |
Январь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. |
Апрель |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2 |
2 – е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребёнку в обучении. |
Октябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. |
Декабрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.3 |
Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. |
Май |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
3 – и классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. |
Декабрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок. |
Январь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. |
Апрель |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4 |
4 – е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. |
Декабрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.3 |
Тема 3. Ребёнок и компьютер. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника.
|
Май |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребёнок подросток» для родителей учащихся V – IX классов |
||||
№ |
Тема занятий |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5 – е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.
|
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.2 |
Тема 2. Ребёнок среди сверстников. |
Ноябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребёнок вырос. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. |
Май |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2 |
6 – е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. |
Декабрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. |
Март |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. |
Май |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
7 –е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. |
Ноябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. |
Апрель |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4 |
8 – е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. |
Октябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. |
Декабрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. |
Март |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. |
Май |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5 |
9 – е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5.2 |
Тема 2. Агрессия: причины и последствия. |
Ноябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
Апрель |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень – «Мой ребёнок старшеклассник» для родителей учащихся Х – XI классов
|
||||
1 |
10 – классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. |
Сентябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни ребёнка. |
Ноябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. |
Февраль |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
Апрель |
Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2 |
11 – е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Октябрь |
Вебинар / Лекция / Дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
|