Родительский университет

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА „РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ“»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. 

Основные задачи Родительского университета:

— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

—  формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

—  обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

—  организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

ГУО «Средняя школа №28 имени В.Д. Соколовского г. Гродно»

1.Общие положения

 

1.1. Родительский университет — особая форма сотрудничества педагогических работников с родителями (законными представителями) в рамках образовательного проекта, направленного на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

 

1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 28 имени В.Д. Соколовоского г. Гродно».

 

1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.

 

1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

 

2. Цель и задачи Родительского университета

 

2.1. Цель Родительского университета - совершенствование условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития несовершеннолетних.

 

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

 

  • сформировать у родителей (законных представителей) знания о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
  • расширить знания родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
  • повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружить их современными психолого-
  • педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • формировать у родителей (законных представителей) осознанное отношение к родительству;
  • развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • актуализировать навыки эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
  • развивать взаимопонимание, сотрудничество семьи и учреждения образования.

 

3. Организационная структура Родительского университета.

 

3.1. Родительский университет состоит из системы занятий, посвященных центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

 

  • I ступень - для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
  • II ступень - для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
  • III ступень - для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

 

3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

 

3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:

 

  • прямые   (лекции,   беседы,   конференции,   круглые   столы,
  • дискуссии, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (проведение вебинаров, on-line консультаций, on-line опросы родителей по различной тематике, работа на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, создание рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, создание и функционирование уголка педагога-психолога в каждом классе, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

4. Организация работы Родительского университета

 

4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.

 

4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца).

 

5. Направления деятельности Родительского университета

 

5.1. Изучение запросов законных представителей учащихся, определение проблемного поля.

 

5.2. Создание стационарной, заочной и дистанционной форм обучения в Родительском университете.

 

5.3. Образовательно-просветительская деятельность. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.

 

5.4. Обсуждение проблем семьи и родительства в региональных СМИ, на информационных ресурсах.

 

5.5. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование.

 

5.6.     Популяризация передового опыта семейного воспитания.

 

6. Ожидаемые результаты

 

6.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

 

6.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

 

6.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

7. Оценка эффективности деятельности Родительского университета

 

Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность / бесполезность, интерес/ отсутствие интереса.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I – IV классов

Тема занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1 – е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 – м классе.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Ноябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Январь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Апрель

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2

2 – е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребёнку в обучении.

Октябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Декабрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.3

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Май

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3

3 – и классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Декабрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Январь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Апрель

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4

4 – е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Декабрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребёнок и компьютер.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

 

Май

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребёнок подросток»  для родителей учащихся V – IX классов

Тема занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5 – е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

 

 

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.2

Тема 2. Ребёнок среди сверстников.

Ноябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребёнок вырос.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Май

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2

6 – е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Декабрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. 

Март

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Май

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3

7 –е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Ноябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Апрель

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4

8 – е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Октябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Декабрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Март

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Май

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

5

9 – е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

5.2

Тема 2. Агрессия: причины и последствия.

Ноябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Апрель

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень – «Мой ребёнок старшеклассник»  для родителей учащихся Х – XI классов

 

1

10 – классы

1.1

Тема 1. Здоровье – это жизнь.

Сентябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни ребёнка.

Ноябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Февраль

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Апрель

Вебинар / Лекция / Дискуссия / Упражнения с элементами тренинга

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

2

11 – е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Октябрь

Вебинар / Лекция / Дискуссия

Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный