Деятельность социальных педагогов, педагогов психологов

Профилактика кризисных состояний несовершеннолетних

Рекомендации для родителей

«Дети и родители: секреты общения»

Представление детей о себе и мире базируется на их каждодневном опыте. Одним из самых ценных аспектов опыта, который родители могут обеспечить своим детям, это общение с ними. В процессе такого постоянного взаимодействия дети с родителями могут развивать взаимоотношения, которые помогут детям узнавать о себе самих и о мире. Взрослые, заботящиеся о детях, ответственны за создание и поддержание с ними позитивного общения.

Советы родителям для нормализации общения с ребенком.

  • Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.
  • Испытывать негативные эмоции - это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. ("В этот раз ты не старался, я расстроена твой плохой оценкой" вместо "Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку!").

Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько – просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!

  • Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно и лучше их понимать.
  • Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают " Ты меня любишь?", даже провоцируют "Я плохой, я дурак..." при этом надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажут что-то наподобие "Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю".
  • Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).

Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.

График работы

ГРАФИК РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ НА I ПОЛУГОДИЕ

2024/2025 УЧЕБНОГО ГОДА

 

 

Ф.И.О.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Дедуль

Анна Анатольевна

 

0800-1300

1215 -1245 (обед)  

1245-1830

 

 

0800-1300

1215 -1245 (обед)  

1330-1630

 

0800-1300

1230 -1300 (обед)  

1330-1630

 

0800-1300

1215 -1245 (обед)  

1330-1630

 

0800-1300

1215 -1245 (обед)  

1330-1630

 

0900-1300

 

28.09.2024

26.10.2024

23.11.2024

21.12.2024

 

Гордейко

Анастасия Ивановна

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0900-1300

 

21.09.2024

19.10.2024

16.11.2024

14.12.2024

 

 

 

Социальными педагогами ГУО «Средняя школа № 28 имени В.Д. Соколовского г. Гродно» проводятся консультации для педагогов, учащихся и родителей,

а также просветительская и профилактическая работа.

 

ГРАФИК РАБОТЫ

ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГОВ НА I ПОЛУГОДИЕ

2024/2025 УЧЕБНОГО ГОДА

 

 

Ф.И.О.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Парнявская

Татьяна Тадеушевна

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0800-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1630

 

0900-1300

 

07.09.2024

05.10.2024

02.11.2024

30.11.2024

 

Романович

Илона Ивановна

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0830-1300

1300 -1330 (обед)  

1330-1700

 

0900-1300

 

14.09.2024

12.10.2024

09.11.2024

07.12.2024

 

 

 

Педагогами-психологами ГУО «Средняя школа № 28 имени В.Д. Соколовского г. Гродно» проводятся консультации для педагогов, учащихся и родителей,

коррекционно-развивающая, просветительская и профилактическая работа,

а также психологическая диагностика учащихся.

Замещающая семья для ребенка

Если вы решили усыновить (удочерить) ребенка, стать приемными родителями, родителями воспитателями, опекунами (попечителями) обращайтесь в:

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно

г. Гродно, ул. Лермонтова, 2

Главный специалист сектора по охране прав детства

Наумович Алла Анатольевна

тел. 62 61 63

ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно»

г. Гродно, ул. Врублевского, 76 а

Заведующий отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Филидович Юлия Алексеевна

Тел. 44 75 52, 44 75 50

Скачать буклет.docx

Буклеты

Буклет новый

Буклет новый 2

Методические рекомендации для специалистов учреждений образования

Нормативные документы

Алгоритм сопровождения замещающих семей

Глава 13 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье

Положение о детском доме семейного типа

Положение о приемной семье

Методические рекомендации Министерство образования

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье. На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Положением о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создаѐтся решением местных исполнительных и распорядительных органов. Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек.

ОПЕКА (попечительство) над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Еѐ преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

УСЫНОВЛЕНИЕ (удочерение) – приоритетная форма устройства детей в семью. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновление (удочерение) – принятие ребенка в семью на правах кровного. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам), а по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению. Она пожизненная. 

Алгоритм. Как усыновить (удочерить) ребёнка

Шаг 1. Сбор документов, получение акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители)

Кандидатам в усыновители (удочерители) необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить медицинскую справку о состоянии здоровья. Форма и порядок выдачи такой справки определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 г. № 92. Такая справка действительна 1 год. В справке должно быть заключение о наличии (отсутствии) заболеваний, при которых лица не могут быть кандидатами в усыновители (удочерители) (перечень заболеваний установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 № 108).

По месту работы необходимо получить: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (типовая форма справки утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 г. № 140 (приложение 1)); сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

      Кандидаты в усыновители (удочерители) должны обратиться в местные органы управления и самоуправления для получения акта обследования условий жизни.

       В соответствии с п.4.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом № 200 (далее - перечень административных процедур), для получения акта обследования кандидатам в усыновители (удочерители) необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители (удочерители);
  • свидетельство о заключении брака кандидата в усыновители (удочерители) - в случае усыновления (удочерения) ребенка лицом, состоящим в браке;
  • письменное согласие одного из супругов на усыновление (удочерение) - в случае усыновления (удочерения) ребенка другим супругом;
  • медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в усыновители (удочерители);
  • справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (удочерители);
  • сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

  После обращения кандидата в усыновители (удочерители) управления (отделы) образования проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители (удочерители). Если об усыновлении ребенка ходатайствуют отчим (мачеха), дед или бабка, психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители (удочерители) не проводятся.

Подготовка кандидатов в усыновители (удочерители) проходит на базе районных социально-педагогических центров либо специалистами Национального центра усыновления.

Справочно. ГУО "Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно" осуществляет подготовку кандидатов в усыновители (удочерители) по программе, состоящей из 14 занятий продолжительностью от 1,5 до 3 часов. Занятия проводит специалист в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования. Периодичность занятий 1 раз в неделю, по четвергам с 17.00 до 20.00. Общая продолжительность обучения до 4 месяцев. 

  Результаты психологической диагностики кандидатов в усыновители (удочерители) оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению № 20), и включаются в акт обследования. По желанию кандидатов в усыновители (удочерители) психологическая диагностика и подготовка могут осуществляться специалистами учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее - Национальный центр усыновления) по направлению управления (отдела) образования.

  В целях подготовки акта обследования управления (отделы) образования в трехдневный срок со дня обращения кандидата в усыновители (удочерители) запрашивают следующие сведения:

- об отсутствии судимости у кандидата в усыновители (удочерители) - из соответствующего управления внутренних дел областного исполнительного комитета или главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета;

- о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, - из суда по месту жительства кандидата в усыновители;

- о том, признавались ли дети кандидата в усыновители (удочерители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в усыновители (удочерители) от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, - при необходимости из исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в усыновители (удочерители);

- копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в усыновители (удочерители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;

- о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители (удочерители) (п.6 Положения № 290). Эти сведения также указываются в акте обследования.

 Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) производится в месячный срок со дня подачи документов. Форма акта обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели установлена постановлением № 20 (приложение 2).

Срок действия акта составляет 1 год.

  При наличии акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) подбор ребенка осуществляется управлением (отделом) образования или (по желанию кандидатов в усыновители (удочерители)) Национальным центром усыновления (форма заявления - приложение 13 к постановлению № 20).

  Справочно. Управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка, соответствующего запросам кандидатов в усыновители, в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, находящихся на территории местного исполнительного и распорядительного органа.

   Национальный центр усыновления осуществляет подбор ребенка в республиканском банке данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа (т.е. находящихся на территории всей республики) (пп.13, 14 Положения № 290).

  Специалисты Национального центра усыновления работают во всех областных центрах (контактные телефоны см.: http://nacedu.by/)

Справочно.  В Республике Беларусь усыновителями (удочерителями) могут быть лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от гражданства;

  • В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в  Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина в Республике Беларусь, является вид на  жительство в Республике Беларусь;
  • Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, могут усыновить (удочерить) ребенка, состоящего не менее одного года на  централизованном учете в республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 4 статьи 233 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
  • Решение об усыновлении (удочерении) принимается только с письменного разрешения Министра образования Республики Беларусь;
  • Международное усыновление (удочерение) на территории Республики Беларусь производится областными судами по месту жительства (нахождения) усыновляемого (удочеряемого) ребёнка, а в г.Минске - Минским городским судом;
  • Заявление об усыновлении (удочерении) и документы подаются через Национальный центр усыновления (220005, г.Минск, ул.Платонова, д.22);
  • Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, дополнительно представляет документы:

       - документ об отсутствии судимости на территории иностранного государства, гражданином которого он является;

     - документ компетентных органов иностранного государства, содержащий сведения о том, лишался ли он родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавались ли дети кандидата в усыновители нуждающимися в государственной защите.

     Документы должны быть легализованы и переведены на русский язык. Перевод документов удостоверяется нотариал

Шаг 2. Подбор ребенка

  При подборе ребенка кандидатам в усыновители (удочерители) представляется вся имеющаяся информация о здоровье, развитии, личностных характеристиках и особых потребностях ребенка, а также имеющаяся информация о родителях и других родственниках детей.

   Для знакомства с ребенком кандидату (кандидатам) в усыновители (удочерители) выдается направление. Отказ кандидатов в усыновители (удочерители) от усыновления (удочерения) предложенного им ребенка не препятствует кандидатам в усыновители (удочерители) получить направление на знакомство с другим ребенком для усыновления (удочерения).

Справочно.  Усыновить (удочерить) ребенка, достигшего 10 лет, можно только с его согласиякоторое выявляется органом опеки и попечительства (управлением (отделом) образования) по месту его жительства (нахождения), консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного решения (п.20 Положения № 290, ст.130 КоБС). Согласие оформляется по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь (приложение 6 к постановлению № 20).

  Если до подачи заявления об усыновлении (удочерении) ребенок проживал в семье усыновителя (удочерителя) и считает его своим родителем, усыновление (удочерение) в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого (ст.130 КоБС).

Шаг 3. Обращение в суд

  Усыновление (удочерение) производится районным (городским) судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить (удочерить) ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей (ст.121 КоБС) (информацию о месте нахождения судов можно найти на сайте Верховного Суда РБ: http://court.gov.by/).

  К заявлению об усыновлении (удочерении) ребенка (форма заявления – ­приложение 15 к постановлению № 20) должен быть приложен весь собранный пакет документов.

  Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь. За рассмотрение заявления необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2 базовых величин (п.7 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

  Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора (ст.122 КоБС).

  Заявление об усыновлении (удочерении) ребенка рассматривается судом в течение 15 дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).

Решение вступает в законную силу по истечении 15 дней (ст.317, 403 ГПК)

  Усыновление (удочерение) считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (ст.122 КоБС).

По просьбе усыновителей в интересах ребёнка и на основании решения суда могут быть изменены:

  • дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 1 год и не позднее даты совершения записи акта о рождении;
  • место его рождения в пределах Республики Беларусь.

  Усыновленному ребенку может быть присваина фамилия усыновителя, а также указанное им собственное имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по собственному имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной – по собственному имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка, за исключением случаев, когда за отцом ребенка сохраняются его права и обязанности в отношении ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

Если усыновленный ребенок достиг 10 лет, для изменения его фамилии, собственного имени и отчества требуется его согласие.

  Об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении (удочерении) (ст.132 КоБС). При этом место рождения усыновленного ребенка может быть изменено на место рождения в пределах Республики Беларусь независимо от места его рождения.

  По просьбе усыновителей (удочерителей) суд также может принять решение о внесении сведений об усыновителях (удочерителях) в запись акта о рождении в качестве родителей усыновленного ими ребенка. О необходимости совершения такой записи также указывается в решении суда об усыновлении (удочерении) ребенка (ст.133 КоБС). При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя (ст.132 КоБС).

Шаг 4. Передача усыновленного ребенка

Усыновленный ребенок передается усыновителям (удочерителям) на основании решения суда об усыновлении ребенка.

  Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям (удочерителям) передаются по акту:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка;
  • документы об обучении (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);
  • сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность (если таковое имеется);
  • документ, подтверждающий наличие у ребенка в собственности жилого помещения (его части) (если таковое имеется);
  • иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

  Акт передачи документов усыновленного ребенка составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у усыновителей, а второй - в личном деле усыновленного ребенка (гл. 4 Положения № 290).

Шаг 5. Регистрация усыновления

  Регистрация усыновления (удочерения) является административной процедурой, которую осуществляют органы загса на основании документов, представленных заинтересованными лицами в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

  Регистрация усыновления производится на основании решения суда об усыновлении ребенка органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту вынесения судом такого решения либо по месту хранения записи акта о рождении усыновляемого по совместному заявлению усыновителей (по заявлению усыновителя) (ст.216 КоБС).

  Заявление о регистрации усыновления (удочерения) подается в письменной форме усыновителями совместно либо одним из них.  Регистрация усыновления (удочерения) через представителя не допускается.

  Основанием для регистрации усыновления является решение суда об усыновлении (удочерении) которое производится органами загс  по месту вынесения решения об усыновлении (удочерении).(ст.216 КоБС).

  Для регистрации усыновления (удочерения) заявителям необходимо представить документы в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур

  • заявление
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя (усыновителей);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копию решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка

Регистрация производится бесплатно.

  Срок исполнения данной административной процедуры 2 дня со дня подачи заявления, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций -1 месяц.

  При совершении записи акта об усыновлении все сведения, вносятся в запись акта об усыновлении в соответствии с решением суда об усыновлении (удочерении).

  При усыновлении (удочерении) ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя.

  При изменении места рождения усыновленного восстанавливается запись акта о рождении ребенка органом загс по измененному месту рождения (ст.217 КоБС).

  Орган загса, внесший изменения в запись акта о рождении усыновленного (орган загса, восстановивший запись акта о рождении усыновленного), выдает новое свидетельство о рождении усыновленного усыновителям либо направляет его для выдачи усыновителям в орган загса по месту регистрации усыновления.

Справочно. Регистрация усыновления, внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного, хранение записей актов об усыновлении и о рождении усыновленных, а также других материалов, связанных с усыновлением, производятся в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

 (глава 5 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением № 1454).

Шаг 6. Регистрация ребенка по месту жительства

  Регистрация несовершеннолетних по месту жительства осуществляется усыновителями (удочерителями) по своему месту жительства не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) в случае, если ранее несовершеннолетние были зарегистрированы по месту жительства не по месту жительства усыновителей (удочерителей), или со дня прибытия на новое место жительства.

   Для регистрации усыновленного ребенка по месту жительства усыновителей не требуется согласие собственника или нанимателя жилого помещения (в случае, если усыновители таковыми не являются).

(п.7 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 г. №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»)

  Документы, которые необходимо предоставить в паспортный стол РСЦ (расчетно-справочный центр) или ЖЭС

  Заявление о регистрации по месту жительстваСвидетельство о рождении ребенкаПаспорта родителейСвидетельство о бракеКопии лицевых счетов отца и матери, если у родителей разная прописка.

Шаг 7. Назначение ежемесячных денежных выплат

  Согласно Указу Президента Республики, Беларусь от 30.06.2014 г. № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей)» установлены ежемесячные денежные выплаты для детей, усыновленных лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь. Для назначения выплат необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (управление (отдел) образования по месту жительства) и в соответствии с пунктом 4.2 перечня административных процедур предоставить следующие документы:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя;

-свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;

-копию решения суда об усыновлении.

  Выплаты назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем вышеперечисленных документов до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком возраста 16 лет.

  На основании Указа ежемесячные денежные выплаты, указанные в части первой настоящего подпункта, назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем документов, предусмотренных в пункте 4.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

 Также лица, усыновившие (удочерившие) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеют право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы сроком до 90 календарных дней в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении). В случае использования усыновителем (удочерителем) кратковременного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 30 календарных дней ежемесячные денежные выплаты, за первый месяц, приходящийся на такой отпуск, выплачиваются в двойном размере при предоставлении усыновителем (удочерителем) в местный исполнительный и распорядительный орган копии приказа об отпуске.

Справочно. Более подробную информацию можно получить на сайте Национального центра усыновления   www.nacedu.by 

Шаг 8. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

 Управление (отдел) образования осуществляет учет усыновленных детей, проживающих на территории местного исполнительного и распорядительного органа, со дня получения решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка до достижения ими совершеннолетия.

Управление (отдел) образования по месту фактического проживания усыновленного ребенка, за исключением детей, усыновленных отчимом (мачехой), формирует его личное дело. Для формирования личного дела усыновители (удочерители) должны представить:

  • выписку из решения суда об усыновлении (удочерении);
  • копию нового свидетельства о рождении ребенка;
  • копию лицевого счета или справку о месте жительства и составе семьи усыновителей (удочерителей).

    Управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленного ребенка осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей (удочерителей).

   В течение 3 лет после усыновления не реже 1 раза в год управлением (отделом) образования проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка. Такое обследование может проводиться также Национальным центром усыновления. С согласия усыновителей (удочерителей) либо по их просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены работники социально-педагогических центров (педагог-психолог, педагог социальный) (п.29 Положения № 290). Необходимость и периодичность обследований условий жизни и воспитания таких детей определяются управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленных детей.

Акт обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка оформляется по установленной форме (приложение 9 к постановлению № 20).

Шаг 9. Сопровождение семьи

  Усыновители (удочерители) могут получить консультацию и помощь по вопросам жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка, обратившись в управление (отдел) образования, социально-педагогический центр по месту жительства и в Национальный центр усыновления.

     На базе Национального центра усыновления организована работа клуба для поддержки усыновителей (встречи один раз в месяц) по актуальным вопросам развития и воспитания детей (по запросу).

     Два раза в месяц проводятся групповые занятия для детей подросткового возраста с целью стабилизации психоэмоционального состояния, формирования оптимальных способов поведения в конфликтных ситуациях, развития уверенности в себе и др. (по запросу)

В социальных сетях Facebook, Instagram, Вконтакте можно подписаться на страницы Национального центра усыновления: 

www.facebook.com/NACBELARUS

www.instagram.com/ncu_by

https://t.me/NCUofBelarus

где размещена  важная информация для семей усыновителей, вопросы на ответы, полезные рекомендации и др.     

Можно получить квалифицированную помощь в виде консультаций, коррекционно-развивающих занятий, диагностических обследований и др. у педагогов-психологов, инспекторов по охране детства Национального центра усыновления.

Многие ответы на интересующие вопросы можно найти на страницах газеты «Домой!», подписка на это ежемесячное издание осуществляется в любом почтовом отделении. Подписные индексы:

Индивидуальная подписка 64207

Ведомственная подписка 642072

Алгоритм как стать приемным родителем, родителем-воспитателем

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:

Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

сведения о доходе за предшествующий год.

(С адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь).

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Справочно. ГУО "Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно" осуществляет подготовку кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ по программе, состоящей из 22 занятий продолжительностью от 1 до 4 часов. Занятия проводит специалист по мере поступления направлений на обучение. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Общая продолжительность обучения до 4 месяцев.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После выненсения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.

 

Профилактика преступлений и правонарушений

Полезные советы

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

МВД Республики Беларусь http://mvd.gov.by

Детский правовой сайт Республики Беларусь http://mir.pravo.by

Правовой форум Беларуси http://forumpravo.by

Национальный правовой интернет-портал www.pravo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by

Региональный центр правовой информации г.Минска https://minskrcpi.deal.by/

Навигатор в мире права Эталон Online  http://www.etalonline.by

Региональная карта помощи Гродненской области несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Домашнее насилие - умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия,

обратитесь за помощью!

  1. Правоохранительные органы

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Гродно (ул.Дубко, 5) тел.79-68-06, тел. 79-68-07, тел. 102

 

№ общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП)

Адрес

Телефоны

ОПОП-1

ул. Малыщинская, д.4"а"

56-38-06

ОПОП-2

ул.Домбровского, д.23"а"

68-51-73

ОПОП-3

ул. Богдановича, д.6

-

ОПОП-4

ул. Болдина, д. 6"б"

44-20-97

ОПОП-5

ул. Горького, д.65

68-51-74

 

  1. 2. Органы социальной защиты

ГУ «Центр социального обслуживания населения

Ленинского района г. Гродно» (ул.Социалистическая, 37, каб. 12)

В штате имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, предоставить услуги временного приюта, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.

Психологическая помощь по телефону:

тел. 8 (0152) 31-45-29

Для граждан пожилого возраста:

отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

тел. 8 (0152) 31-45-12

Горячая линия тел. 8 (0152) 31-45-72

Услуга временного приюта в «Кризисной» комнате для пострадавших от домашнего насилия:

тел. 8 (0152) 31-45-29 или по телефону 102.

Виды услуг:

информационно-консультационные,   социально-психологические,   социальный патронат,

социально-посреднические, материальная помощь, временный приют (безопасное проживание в "Кризисной"комнате ) и иные социальные услуги.

 

  1. Медицинские учреждения

Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства получить медицинскую, психотерапевтическую помощь. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь к ответственности обидчика.

Учреждение здравоохранения района

Адрес

Телефон

ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно»

ул.Лермонтова, 13, каб. 302

61-06-37

ГУЗ «Городская поликлиника №4 г.Гродно»

ул. Врублевского, 46/1, каб. 209

55-90-47

ГУЗ «Городская поликлиника №6 г.Гродно»

ул. Лиможа, 25, каб. 409

32-16-43

 

 

 

Центр, дружественного отношения к подросткам и молодежи (до 21 года) «Позитив»

является подразделением ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» (ул.Доватора, 23, каб. 109 "А")

тел. 55-88-30.

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»:

тел. 170 (круглосуточно)

 Взрослая экстренная психологическая телефонная линия (круглосуточно):

8 (017) 352-44-44

 

Анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков

 в кризисной ситуации:

8 (017) 263-03-03

 

  1. Учреждения образования

 

ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно» (ул. Врублевского, 76а ) тел. 44-75-53, 44-75-50

Виды услуг:

  • информационная помощь, психологическое консультирование родителей и детей
  • работает дружественная комната опроса для несовершеннолетних, ставших

      жертвами или свидетелями насилия

В центре работают квалифицированные педагоги-психологи, педагоги-социальные, которые могут помочь Вам и Вашим детям справиться с ситуацией домашнего насилия.

 

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно

районный ресурсный центр "Профилактика семейного насилия"

(ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно») тел. 62-09-12(психолог)

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

(интернет сайт: www.7ja-by) Круглосуточная справочно-информационная служба по проблемам семьи и детей: 8 (017) 317 32 32

  1. Общественные организации

 

В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам социальную и иную помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

Ленинская районная организация общественного объединения

«Белорусский союз женщин»г.Гродно

тел. 55-90-38

 

Гродненская городская организация Белорусского Общества

Красного Креста

тел. 68-02-60

 

Гродненская областная организация общественного объединения

«Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

тел. 39-56-65

Домашнее насилие - умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия,

обратитесь за помощью!

  1. Правоохранительные органы

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Гродно (ул.Дубко, 5) тел.79-68-06, тел. 79-68-07, тел. 102

 

№ общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП)

Адрес

Телефоны

ОПОП-1

ул. Малыщинская, д.4"а"

56-38-06

ОПОП-2

ул.Домбровского, д.23"а"

68-51-73

ОПОП-3

ул. Богдановича, д.6

-

ОПОП-4

ул. Болдина, д. 6"б"

44-20-97

ОПОП-5

ул. Горького, д.65

68-51-74

 

  1. 2. Органы социальной защиты

ГУ «Центр социального обслуживания населения

Ленинского района г. Гродно» (ул.Социалистическая, 37, каб. 12)

В штате имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, предоставить услуги временного приюта, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.

Психологическая помощь по телефону:

тел. 8 (0152) 31-45-29

Для граждан пожилого возраста:

отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

тел. 8 (0152) 31-45-12

Горячая линия тел. 8 (0152) 31-45-72

Услуга временного приюта в «Кризисной» комнате для пострадавших от домашнего насилия:

тел. 8 (0152) 31-45-29 или по телефону 102.

Виды услуг:

информационно-консультационные,   социально-психологические,   социальный патронат,

социально-посреднические, материальная помощь, временный приют (безопасное проживание в "Кризисной"комнате ) и иные социальные услуги.

 

  1. Медицинские учреждения

Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства получить медицинскую, психотерапевтическую помощь. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь к ответственности обидчика.

Учреждение здравоохранения района

Адрес

Телефон

ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно»

ул.Лермонтова, 13, каб. 302

61-06-37

ГУЗ «Городская поликлиника №4 г.Гродно»

ул. Врублевского, 46/1, каб. 209

55-90-47

ГУЗ «Городская поликлиника №6 г.Гродно»

ул. Лиможа, 25, каб. 409

32-16-43

 

 

 

Центр, дружественного отношения к подросткам и молодежи (до 21 года) «Позитив»

является подразделением ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» (ул.Доватора, 23, каб. 109 "А")

тел. 55-88-30.

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»:

тел. 170 (круглосуточно)

 

Взрослая экстренная психологическая телефонная линия (круглосуточно):

8 (017) 352-44-44

 

Анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков

 в кризисной ситуации:

8 (017) 263-03-03

 

  1. Учреждения образования

 

ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно» (ул. Врублевского, 76а ) тел. 44-75-53, 44-75-50

Виды услуг:

  • информационная помощь, психологическое консультирование родителей и детей
  • работает дружественная комната опроса для несовершеннолетних, ставших

      жертвами или свидетелями насилия

В центре работают квалифицированные педагоги-психологи, педагоги-социальные, которые могут помочь Вам и Вашим детям справиться с ситуацией домашнего насилия.

 

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно

районный ресурсный центр "Профилактика семейного насилия"

(ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно») тел. 62-09-12(психолог)

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

(интернет сайт: www.7ja-by) Круглосуточная справочно-информационная служба по проблемам семьи и детей: 8 (017) 317 32 32

  1. Общественные организации

 

В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам социальную и иную помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

Ленинская районная организация общественного объединения

«Белорусский союз женщин»г.Гродно

тел. 55-90-38

 

Гродненская городская организация Белорусского Общества

Красного Креста

тел. 68-02-60

 

Гродненская областная организация общественного объединения

«Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

тел. 39-56-65

       Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

   Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

     Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Методические рекомендации для родителей

 Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

 

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!


 

Рекомендации для родителей 
по профилактике насилия в семье

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 
1.   Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
2.   Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
3.   Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
4.   Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!! 

Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.

 

Рекомендации родителям

«Как оградить ребенка от насилия»

Советы для самых маленьких

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».

Советы для детей младших классов

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
  • Всегда гуляй в компании друзей
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
  • Не принимай подарков от незнакомцев
  • Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у  родителей
  • Если испугался – беги к людям
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
  • Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

Советы для подростков

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
  • Гуляй в группах или с другом
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации :одиночество, проблемы в семье, трудности в адаптации к новым условиям, алкоголизм родственников, личностный кризис, -

позвоните по телефону доверия 170.

   Здесь Вы получите профессиональную помощь от квалифицированных психологов и психотерапевтов, которые помогут вам найти выход в сложной ситуации.
    Телефон доверия работает круглосуточно и без выходных. Специалисты руководствуются вашими интересами, соблюдают медицинскую этику и обеспечивают полную конфиденциальность.

поделиться в: