Целеполагание на уроке

КАК ДИАГНОСТИЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛИ УРОКА

 

Самое главное на уроке – это деятельность учащегося. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Выделяют 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.  Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.

Приведем примеры использования "формулы" диагностичной постановки когнитивных целей урока.

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…

3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.

4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.

1. Способствовать тому-то … и тому-то…

2. Создать условия для того-то… и того-то …

3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…

4. Содействовать тому-то … и тому-то…

Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

 Приведем другие примеры дидактических целей, сформулированных через отглагольное существительное:

«Выявление и закрепление знаний по теме …»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»

«Введение новых понятий (идет их перечень) …»

«Обучение навыкам чтения …»

«Изучение схем включения …»

«Изучение принципа действия и устройства …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»

«Изучение способов определения …»

«Изучение последовательности действий …»

«Изучение общих схем …»

«Изучение назначения различных …»

«Изучение особенностей протекания явлений …»

«Знакомство с порядком выполнения действий …»

«Систематизация и обобщение знаний по теме …»

Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

 «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры

Таблица:

Критерии качества образования учащихся

Виды целей и задач

Содержательная основа для постановки целей

Способы формулирования целей и задач

Обученность

Образовательные цели обучения в школе

Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам

 

Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе

Личностное развитие

Задачи личностного развития учащихся, компетенции.

Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников.

Списки ценностей и ключевых компетенций.

Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы  

С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др.

Здоровье

Здоровьесберегающие цели.

Показатели здорового человека данного школьного возраста.

Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы.

Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса

поделиться в: